«АБЗАНХАРА» ПРЕДЛАГАЕТ СО СЛЕДУЮЩИХ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РА УПРАЗДНИТЬ ДОЛЖНОСТЬ ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА

31.01.2013
15.06.2015 16:01

Сухум. 15 июня. Абхазия-Информ. Общественная организация «Абзанхара» продолжает публиковать свои предложения по реформе конституции Республики Абхазия.

14 мая «Абзанхара» опубликовала свои предложения по изменению избирательного законодательства.

На этот раз они касаются внесения некоторых поправок во вторую («Права и свободы человека и гражданина») и шестую («Местное самоуправление») главы Конституции.

«Абзанхара» предлагает со следующих выборов президента РА упразднить должность вице-президента, внести в Конституцию определение гражданства и гражданина Республики Абхазия, дабы избежать в дальнейшем коллизий, произошедших с населением Галского района, определить название законодательного органа как «Народное Собрание», исключив слово «Парламент», а понятие «Спикер» заменить на «Председатель Народного Собрания», отменить неприкосновенность депутатов, число вице-спикеров Парламента ограничить двумя.

Общественная организация выступает за утверждение Народным Собранием РА кандидатуры Премьер-министра, предложенной Президентом. При этом, в случае троекратного отклонения представленной кандидатуры Президент имеет право роспуска Народного Собрания. В свою очередь, Народное Собрание имеет право объявления импичмента Президенту страны.

«Абзанхара» также предлагает предоставить Народному Собранию возможность выражения вотума недоверия Премьер-министру, отдельным членам Кабинета министров и Кабинету министров в целом, Генеральному Прокурору, Председателю Национального Банка, что должно быть основанием для отставки указанных должностных лиц.

***
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «АБЗАНХАРА» ПО РЕФОРМЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

Конституционная реформа это процесс конституционного развития государства, который предполагает изменение и дополнение некоторых частей основного закона или Конституции в целом. На каждом этапе развития может возникнуть необходимость преобразования законов в соответствии с требованием времени.

Но вопрос о возможности осуществления конституционно-правовой реформы отличается большой сложностью. Необходимость и содержание конституционной реформы является одной из наиболее дискуссионных проблем современной политической жизни в нашей стране.

Говоря о конституционной реформе, необходимо определиться с её содержанием. На наш взгляд реформа Конституции - это всегда её качественное, коренное преобразование, в том числе и путём её пересмотра и внесением в неё поправок. То есть, внесение поправок и пересмотр Конституции могут быть механизмами её реформирования, но не всегда таковыми являются. В этой связи возникает вопрос, насколько далеко мы готовы пойти по пути реформирования Конституции и, исходя из этого, определиться с сутью поправок в неё.

На наш взгляд, конституционная реформа возможна при наличии социально-экономических, политических, организационных, правовых предпосылок её проведения. Естественно, что такие предпосылки образуют сложный комплекс условий, в которых существует наше государство. Конечно, было бы идеально, если бы все эти предпосылки присутствовали и сформировались в равной степени, однако неверной будет мысль о том, что они сформируются сами собой. Если формирование социально-экономических предпосылок конституционной реформы в значительной степени выражает объективный процесс развития общества, то политические, организационные и правовые предпосылки отличаются высокой степенью субъективности. Причем формирование организационных и правовых предпосылок обусловлено наличием предпосылок политических и прямо зависит от выражения соответствующей политической воли. Именно поэтому недопустимо изменение Конституции либо её сохранение из конъюнктурных политических соображений, так как это одинаково опасно для общества. К конституционной реформе следует относиться не как к чрезвычайному событию, а как к объективному процессу развития общества, обусловленному исторически и логически.

Особо следует подчеркнуть, что процессы, приведшие общество к осознанию необходимости реформы Конституции Республики Абхазия, это результат развития нашего государства, и отражение этих процессов в Основном Законе позволит нам в дальнейшем избегать негативных сценариев в политической жизни страны.

При этом бывают случаи, когда изменения и дополнения необходимо вносить просто в целях исправления очевидных, но ранее незамеченных недоработок, что никак нельзя отнести к процессам реформирования основного закона, но исходя из логики действующего правила внесения поправок, потребует определенного времени и усилий.

Так, общеизвестно, что Абхазия состоит из 7 исторических областей, отражением чего являются 7 звезд на государственном флаге. Однако в Конституции РА перечислены только 6 областей. В перечень областей не включена область Псху-Аибга. Предлагаем обсудить этот вопрос экспертам и историкам. Кроме того в ст. 4 в перечне районов и городов Абхазии отсутствует город Пицунда, хотя в законе об административно-территориальном делении Пицунда значится как город.

Очевидно, что для внесения такого рода поправок нужен другой механизм.

Исходя из понимания необходимости конституционной реформы, считаем целесообразным предложить для обсуждения следующие направления изменений в Конституцию Республики Абхазия.

На наш взгляд, серьезному анализу и пересмотру подлежат некоторые статьи главы 2 основного закона. Следует дополнить положения ст. 19 («каждый человек имеет право на жилище, экономическую свободу, свободу труда, образование и отдых, медицинское обслуживание и социальное обеспечение»), так как все эти права без соответствующих гарантий и возможностей выглядят достаточно некорректно.

В Конституцию необходимо внести определение гражданства и гражданина Республики Абхазия, дабы избежать в дальнейшем коллизий произошедших с населением Галского района.

Считаем более приемлемым однозначно определить название законодательного органа как Народное Собрание, исключив слово Парламент, а понятие «Спикер» заменить на «Председатель Народного Собрания»

Ранее нами предлагалось внести изменения в закон «О выборах депутатов Народного Собрания - Парламента Республики Абхазия», касающимися численного состава Народного Собрания с 35 до 36 депутатов. В предлагаемой смешанной системе, оптимальным будет избрание 18 депутатов-мажоритариев и 18- по партийным спискам. Это позволит избежать необоснованных бюджетных расходов, фактически сохранив существующую численность депутатов.

В связи с тем, что неприкосновенность депутатов Народного Собрания способствует не столько их независимости, сколько безнаказанности, превращаясь, по сути, в неприкосновенность от действия законов страны, предлагаем отменить неприкосновенность депутатов, для чего внести соответствующие изменения в ст.39 Конституции Республики Абхазия.

Учитывая численность депутатского корпуса, а также степень функциональной нагрузки руководства Народного Собрания, предлагаем в ст. 42 записать, что число заместителей спикера должно быть не более двух.

Дабы избежать коллизии, когда закон Республики Абхазия, принятый Народным Собранием, направленный Президенту и подписанный им не может вступить в силу из-за его неопубликования, предлагаем ст. 45 изложить в следующей редакции: «... если закон не опубликован Президентом в установленный срок, закон публикуется Председателем Народного Собрания». Кроме того, в этой же статье понятие «законопроект» необходимо заменить на понятие «закон», поскольку после вынесения Постановления Народным Собранием, законопроект становится законом.

Со следующих выборов Президента Республики Абхазия упразднить должность вице-президента для чего исключить из Конституции ст.54.

Как показала практика, это лишнее звено в системе государственного управления.

Считаем необходимым утверждение Народным Собранием Республики Абхазия кандидатуры предложенной Президентом на должность Премьер-министра. При этом, в случае троекратного отклонения представленной кандидатуры Президент имеет право роспуска Народного Собрания. В свою очередь, Народное Собрание имеет право объявления импичмента Президенту страны.

Предоставить Народному Собранию Республики Абхазия возможность выражения вотума недоверия Премьер-министру, отдельным членам Кабинета министров и Кабинету министров в целом, Генеральному Прокурору, Председателю Национального Банка, что должно быть основанием для отставки указанных должностных лиц.

Необходимо внести изменения в действующую редакцию главы 6 Конституции Республики Абхазия «Местное самоуправление».

В соответствии с положением главы 6, к органам местного самоуправления относятся только выборные органы, а органы исполнительной власти не указаны.

В статье 79 сказано «Местное самоуправление осуществляется гражданами путём прямого волеизъявления и через выборные органы местного самоуправления». А в статье 80 Конституции сказано, что «Органы местного самоуправления... владеют, пользуются и распоряжаются муниципальной собственностью». Исходя из этого получается, что только Собрания могут создавать муниципальные предприятия и быть их собственниками, то есть, органы исполнительной власти выведены за рамки местного самоуправления. Однако закон Республики Абхазия «Об управлении в административно-территориальных единицах Республики Абхазия» наделил Администрации районов полномочиями, которые по Конституции относятся к выборным органам местного самоуправления.

Говоря о выборном законодательстве в органы местного самоуправления, на наш взгляд, необходимо оставить мажоритарную систему выборов в собрания различного уровня.

Большие споры идут вокруг вопроса назначения или избрания Глав Администраций районов и г. Сухум. На наш взгляд, на данном этапе можно сохранить в определённой мере действующий механизм, но в несколько модернизированной форме. Президент предлагает из числа депутатов Собрания кандидата или кандидатов, а Собрание утверждает или не утверждает предложенную кандидатуру. При этом мы хотели бы предложить, чтобы Глава Администрации оставался депутатом Собрания, но с совещательным голосом.

Такое предложение возникло потому, что по действующему законодательству назначенный Глава Администрации приостанавливает своё пребывание в Собрании. Но по округу, в котором он был выбран, проводятся дополнительные выборы на освободившееся в результате его назначения место. Дело в том, что в случае досрочного прекращения полномочий Главы, он может вернуться в Собрание, а место его уже занято. Считаем необходимым проработать данную проблему.

Как уже отмечалось, реформирование основного закона это многогранный процесс и ограничение его рамками узкого круга специалистов и парламентариев может вызвать впоследствии ещё больше вопросов. Мы надеемся что наши предложения приведут к широкой общественной дискуссии, для чего мы предлагаем провести ряд круглых столов, что, безусловно, пойдет на пользу делу реформирования Конституции Республики Абхазия.

Пресс-центр «Абзанхара»