УРОК НЕ ВПРОК?

16.02.2013
01.03.2015 13:30

Звонила Нина Адлейба. «Я только что была свидетелем безобразного факта. В одном из продуктовых магазинов сухумского рынка продавщица оскорбительно отнеслась к пожилой женщине, которая долго стояла в очереди и забыла, что хочет купить. Мы, стоящие в этой очереди, стали показывать старушке на продукты, напоминали, что ей может быть нужно. Она, думаю, собралась бы и вспомнила, но тут включилась продавщица: «Если не знаешь, зачем пришла, зачем вообще ходишь? Вот такие, как ты, время отнимают, работе мешают. На нашу голову вы такие. Если можешь думать, думай и говори! Следующий!». Но «следующий» и все остальные в очереди с возмущением прервали тираду распоясавшейся торговой работницы, постарались успокоить старого человека. Добрые слова помогли, оказалось, что старушке нужен пакет сливочного масла «Белый медведь», она просто забыла, как оно называется. Продавщица молча отпустила ей товар, и очень пожилая женщина, вся дрожа, вышла из магазина».

– Нина, – обратилась я к звонившей, – а вам знакома трагическая питерская история с блокадницей, которую хамство, произвол, грубость сотрудников магазина довели до смерти?

– Да, конечно, потому я и позвонила к вам в редакцию.

Об этом страшном случае знают в нашей редакции, знает позвонившая к нам Нина Адлейба, знают многие другие. (В одном из магазинов Санкт-Петербурга женщина восьмидесяти с лишним лет, оказавшаяся блокадницей, «украла» три пачки масла. Сотрудники магазина унижали, оскорбляли ее, не слушали объяснений, вызвали полицию, «воровку» забрали в отделение полиции, где она скончалась от сердечного приступа. Сегодня уже известно, что виновные в этом самоуправстве привлечены к уголовной ответственности.) Неужели об этом не знала продавщица из магазина на сухумском рынке? (Мы не знаем достоверно, о каком магазине идет речь – Нина Адлейба не смогла объяснить точно.) Но даже если и не знала, допустимо ли такое поведение работника сферы обслуживания по отношению к тому, кого они, эти работники, и обслуживают. А разве совсем уже не в чести у нас чисто национальные традиции почтительного отношения к старшим, к людям пожилого возраста? Мнение здесь, конечно, однозначное. Но с огромным сожалением приходится констатировать, что хотя лучший учитель – это жизнь, жизненные уроки иногда впрок не идут.

Может быть, кто-то подумает или скажет: «Случай такой, наверное, был, но он все-таки не типичен для нас». Именно такой, может быть, и нетипичен, но давайте вспомним, сколько раз мы превращались в незамеченных и неуслышанных, когда продавцы вели нескончаемые разговоры по телефону или весело общались друг с другом, когда на просьбы показать тот или иной товар нам молча и небрежно бросали его на прилавок, когда, спрашивая совета, мы натыкались на с трудом выцеженное «не знаю», когда мы недосчитываем положенной нам сдачи, когда…

О типичном и нетипичном мы говорили, говорим и будем говорить и писать. Очень не хочется, чтобы рядом пускало корни и прорастало для нас нетипичное и неприемлемое. И читателей своих просим принимать в этом участие.

…Конверт. В нем – рукописные листки. «Уважаемая редакция газеты «Республика Абхазия»! Долго решали, куда нам обратиться. Абхазское телевидение? «А-Мобайл»? Ваша редакция? По старой памяти решили – ваша редакция. По старой памяти потому, что мы – сухумские старожилы, жители Нового района – семьи Е.Агрба, А.Аветисян, А.Джинджолия, Р.Пилия – еще верим в силу печатного слова. А вот то, что нас обеспокоило – это рекламный ролик на Абхазском телевидении. Мы не можем понять, почему, чтобы убедить абонентов «А-Мобайла» пользоваться быстрой и дешевой связью «Супер смарт», нам показывают девицу-абхазку, которая, вопреки всем абхазским традициям, возлежит на диване в башмаках, джинсах, халате, с распущенными волосами и с собакой под мышкой и сетует на жизнь, которая обрывает все ее начинания, потому что вокруг все движется медленно, а ей не с кем посоветоваться, так как все ее подруги почему-то разбежались в Россию, Турцию и страны СНГ. Доктор выписывает ей рецепт «быстрой связи». Но при виде всей этой картинки о быстрой связи как-то забывается, а остаются вопросы: почему молодая девушка так негативно воспринимает окружающую нас жизнь, наш мир, и за какими пряниками отправились в разные страны ее подруги – такие же молодые граждане нашей Абхазии? У нас на Родине им совсем нечем заняться? Иначе говоря, мы воспринимаем эту рекламу как антирекламу нашей жизни. Кстати, у нас немало единомышленников в этом вопросе».

Большая благодарность нашим читателям за такое принципиальное отношение к нашим реалиям и за уверенность в силе газетного слова. Говорим сразу: к прокату на Абхазском телевидении рекламных роликов мы не имеем отношения, но до руководства компании «А-Мобайл» мнение наших читателей доведем обязательно.

Обзор читательских мнений подготовила Лилиана ЯКОВЛЕВА