С БЕРЕГОВ ЧЕРНОМОРЬЯ – НА ФЕСТИВАЛЬ «СИНЕГОРЬЕ»

15.01.2013
07.12.2013 16:08

Гастроли

Во второй раз поехал на международный фестиваль национальных культур «Синегорье» Государственный ансамбль народного танца «Кавказ» Республики Абхазия. На прошлом фестивале он был не в полном составе, но покорил сердца зрителей, поэтому устроители нынешнего, VI по счету, фестиваля вновь пригласили его принять в нем участие. «Синегорье» проводится каждые два года Челябинским государственным концертным объединением и проходит при поддержке правительства Челябинской области.

В рамках фестиваля на сценических площадках Челябинской области выступали такие прославленные коллективы, как государственные академические: ансамбль народного танца им. И.Моисеева, хореографический ансамбль «Берёзка», русский народный хор им. М.Пятницкого, Кубанский казачий хор, Уральский русский народный хор, Красноярский ансамбль танца Сибири им. М.Годенко, Госансамбль танца «Урал» (последние три участвовали в фестивале и ныне), а также Чеченский госансамбль танца «Вайнах», многие государственные ансамбли республик и областей России, стран СНГ, зарубежные коллективы. Сейчас в качестве официальных гостей на фестивале присутствовали первые лица руководства Международной фольклорной ассоциации IGF из Румынии, Италии, Чехии и Болгарии.

Первый концерт абхазского ансамбля «Кавказ» состоялся в Магнитогорске 29 октября – именно в тот день стартовал VI фестиваль «Синегорье», и одновременно в тот вечер в Челябинске, на сцене театра оперы и балета, дал первый фестивальный концерт Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири им. М.Годенко, руководимый внуком Игоря Моисеева – Владимиром Моисеевым. Во второй вечер в Челябинске выступал китайский коллектив – Шанхайская артистическая труппа. После выступлений в Челябинске эти коллективы уехали в города области, а «Кавказ», дав концерты еще в городах Сатка и Касли, провел свой феноменальный концерт в Челябинске 1 ноября. Информацию о том, что предыдущие его концерты «произвели фурор», к тому времени имели уже все участники фестиваля. Но то, что произошло на челябинской сцене, превзошло все ожидания. У меня в блокноте после каждого номера «Кавказа» краткие записи: «зал взорвался аплодисментами», «ревел», «вставал»… Такого ни на одном концерте я раньше не видела. Сами танцоры «Кавказа» потом сказали: мы чувствовали постоянно энергетику зала, а когда зрители встали, хлопая и восклицая, нам показалось, что сейчас они пойдут на нас. Такое было притяжение.

А вот и мнения самих зрителей:

– Меня зовут Екатерина, я не впервые присутствую на концертах «Кавказа». Я ждала его с того момента, как узнала, что будет фестиваль. Это лучший коллектив. У меня горят глаза, горят щеки – благодаря их энергии. Как ребята танцуют! Я хочу, чтобы они не раз в два года, а ежегодно приезжали и показывали эти трюки. Это – невероятно, особенно когда на пальцах танцуют. Это – супер!

Екатерину поддержала ее подруга Александра:

– Мы являемся не только поклонниками танцев, но и Абхазии как страны. Несколько лет тому назад мы попали туда и оставили там часть своей души. С тех пор и ездим по несколько раз в год, останавливаемся в Гагре или Сухуме. А сегодняшним вечером увидеть здесь, в Челябинске, танцы, в которых красота и сила Кавказа… спасибо большое за это.

Подключилась третья подружка, имени её я не записала:

– Много лет я тоже езжу в Абхазию, но так получалось, что не могла попасть на концерты знаменитого ансамбля, хотя интересовалась, когда у него выступления. А когда узнала, что тут, близко от меня, в 250 километрах, танцоры сами приедут и выступят, было бы грех не купить билет и не приехать из Екатеринбурга в Челябинск. Сколько стараний, сил, эмоций они выплескивают. Девчонки какие красивые – эта их сдержанная элегантность, нежность! Ребята – огненные! Я столько аплодировала, что сейчас руки болят.

Татьяна Аверьянова, заслуженный работник культуры России, музыковед Челябинской госфилармонии:

– Сильные впечатления оставляют концерты вашего замечательного ансамбля. Во-первых, «Кавказ» впечатляет тем, что в нем молодые, статные, трепетные девушки, они – чудо! А, во-вторых, какие парни?! Они на сцене как на поле боя. Они свой танец защищают, свою кровь защищают – так, будто им доверили государственное дело. Они так это делают от души! Конечно, публика это всегда чувствует. Хочу сказать, что в этом большая заслуга и Кандида Тарба, и Арвелода Тарба, и дай Бог вам всем процветания, молодости, творческих успехов. Я знаю, что впереди – юбилей Кандида Тарба и ансамбля. От души поздравляю всех! Спасибо за праздник, который привезли нам с Кавказа.

А потом, на Гала-концерте в театре оперы и балета, во второй части которого должен был выступить «Кавказ», женщина, узнав, что я из Абхазии, стала говорить:

– Я бывший работник Министерства культуры, хожу на все концерты всех фестивалей, вчера смотрела «Кавказ» и сегодня его жду. Я вчера получила такое удовольствие! Это был концерт-пуля. Какой профессионализм, какая техника, а сдержанность, а грация – опущенные глазки, тихое хлопанье в ладошки, а про ножки вообще не говорю. Из всех фестивальных коллективов это самый профессиональный и самый национальный. Я вначале хлопала, потом не сдержалась и тоже начала кричать.

– Много приятного говорят о коллективе, но сравнение с пулей слышу впервые, – заметила я.

– Да, они выстрелили этот концерт!

На Гала-концерте, где также было много оваций, приветствий стоя, солидная женщина средних лет, сидевшая в ложе наискосок от меня и спокойно хлопавшая в ладоши, на последнем танце «Кавказа» вдруг неожиданно встала и, широко разводя в стороны руками, закричала: «О-о-о-и-и-й!». Так она выплеснула все эмоции, так выразила радость, которую доставили ей наши из Абхазии…

Кстати, живой оркестр был только у «Кавказа», остальные коллективы выступали под фонограмму. Когда оркестр сольно исполнял мелодии и ритмы Кавказа, зал реагировал так же живо и восторженно. Такое произошло и на Гала-концерте.

Уже сразу после ошеломляющего успеха в Концертном зале в Челябинске 1 ноября западные гости окружили Кандида Тарба. Мэр итальянского города Сан-Джованни Ротондо – Луиджи Помпилио в знак преклонения перед талантом кавказцев подарил ему красивый галстук. Другие стали наперебой предлагать «Кавказу» участие в различных фестивалях в рамках Международной фольклорной ассоциации IGF, рассказывали о льготах, которые ансамблю предоставят, лишь бы он приехал. Кандид, раздумывая, не говорил им ни «да», ни «нет», а они, решив, что их условия его не устраивают, обещали сделать еще то-то и то-то.

А я попросила их как профессионалов поделиться впечатлениями, высказать замечания, если они есть.

Бенито Риполи, президент Итальянской федерации народных традиций, заговорил первым:

– Я сегодня на пресс-конференции уже говорил, что получаю огромное удовольствие. Но вечером эмоции удвоились. И я абсолютно уверен, что сегодня увидел больших профессионалов. Они продемонстрировали великолепную технику, великолепную силу и просто восхитительные элементы. Также невозможно было не увидеть нежность девушек. То, что ансамбль имеет собственный оркестр, это делает коллектив законченным. И те хореографические элементы, которые могли мы видеть на сцене, просто завоевывают публику. Через эти движения танцоры выразили темперамент именно народа кавказского. Всевозможные комплименты и слова похвалы от меня – итальянца, президента Международной итальянской фольклорной организации и от всей Италии! Я бы очень хотел видеть «Кавказ» в Италии. Это был бы великолепный подарок для фольклора Италии.

Дорел Косма, президент Международной фольклорной ассоциации IGF, из Румынии, продолжил:

– Сегодня я увидел интересную программу, очень хорошую хореографию и очень хорошую музыку, красивые костюмы. Я люблю профессионализм, и сегодня все танцевали профессионально. Я видел, как у танцоров – и у девушек, и у парней – менялись лица в зависимости от танца: лирический ли, темпераментный ли… Это возможно только у артистов-профессионалов. Поздравляю! Для меня это был очень хороший вечер.

Росен Богданов, генеральный секретарь Международной фольклорной ассоциации IGF, из Болгарии:

– Это был фантастический спектакль. Такая культура! Когда объявили последний танец, я сказал: а когда же концерт закончился? Оказывается, уже прошли час и 20 минут. Я тоже люблю профессионализм. Когда «вычерчивали» линию, это была чистая линия, когда девушки исполняли лирический танец, они не ходили – плыли. Просто было прекрасно! Великолепно! Концерт был так построен, что он шел по возрастающей. Каждый следующий танец тебя взрывает, и ждешь: что же еще может быть? Для наших коллег из Европы такой красивый концерт может стать лекцией. Я поздравляю своего приятеля, директора Кандида. Я скажу всем коллегам из других стран, чтобы пригласили коллектив на лекцию, на мастер-класс – посмотреть, как надо профессионально работать.

В промежутках между концертами организаторы фестиваля постарались показать свой город и свою область, хотя посмотреть все, к сожалению, было невозможно. Край поражает своими историческими местами и памятниками, природными богатствами, красотой, сочетанием старины и современности, промышленностью, а также дружелюбием и открытостью людей. Первая экскурсия для гостей была организована на «Высоту 239». Это совершенно новый цех Челябинского трубопрокатного завода, поражающий своими площадями и продукцией (трубы, например, диаметром почти в полтора метра), выпускаемой на немецкой технике. Чтобы пройти на территорию цеха, нас одели в белые халаты и белые каски. Здесь все автоматизировано и компьютеризировано.

Чебаркуль. Название этого озера на слуху у мира после падения в него 15 февраля этого года метеорита, названного «Челябинским». Устроители фестиваля «Синегорье» организовали его гостям экскурсию и на Чебаркуль, на берегу которого находится небольшой город с таким же названием. Когда мы туда приехали, время было утреннее, небо – голубое, вода в озере чистейшая и приятно холодная, поверхность гладкая и тоже голубая. Местный гид рассказывал о параметрах метеорита, о том, что его фрагменты, на которые распался после взрыва в воздухе, находили и в других районах области. А тот, самый большой, весом более 600 кг, мы увидели на следующий день в самом Челябинске – он был извлечен из озера Чебаркуль на глубине 15 метров и помещен под стеклянный колпак в Областном краеведческом музее.

После Чебаркуля нас повезли в Музей Ильменского заповедника. Заповедник – редчайшая и самая богатая геологическая кладовая Урала. А в музее мы смогли потрогать камень, который по составу сродни лунной породе. Когда ехали через город Миасс, то длинной полосой вдоль дороги тянулся автомобильный завод «Урал» – гордость советского машиностроения во времена Великой Отечественной. В глубине леса дальше по трассе просматривались и корпуса ракетного центра – в прошлом закрытого объекта, как, впрочем, и многое другое в Челябинске в советскую пору. Нас повезли затем к озеру Тургояк, на берегу которого находится много пансионатов и баз отдыха, и здесь состоялся обед. Вообще хозяева фестиваля старались нам угодить во всем, в том числе в кулинарии, потчевали то русско-уральскими (с «хреновухой» – почти такой же крепкой, как чача), то сербскими, то царскими, то купеческими блюдами.

За день до окончания фестиваля состоялась пресс-конференция, на которой рассказали о том, как он проходит, Генеральный директор Челябинского концертного объединения и председатель оргкомитета «Синегорье» Алексей Пелымский, руководители творческих коллективов. Кандид Тарба на пресс-конференции отметил:

– Много приятных моментов мы испытали за все эти дни, поэтому я выражаю искренние чувства благодарности организаторам этого высокопрофессионального фестиваля. Почему он проходит так четко, так слаженно? Потому что в области культуры работают люди высокого уровня, те, кто сам прошел через все это, знает, как и что делать, кого приглашать, как составлять программу. Я тщательно посмотрел буклет VI фестиваля «Синегорье». Если есть в великой России самые ведущие, самые лучшие коллективы, то они уже здесь побывали. Это говорит о большом творческом уровне фестиваля. И это мобилизует, подтягивает, налагает ответственность, когда разные творческие коллективы высоких уровней выступают на одной площадке. Каждый руководитель в таких случаях стремится, чтобы его коллектив выступил достойно. Спасибо за это организаторам, спасибо Министерству культуры, областному руководству. Рад, что на этом фестивале я познакомился с рядом замечательных людей, связанных с национальным искусством.

Но народный артист СССР, художественный руководитель «Кавказа» здесь встретился и со старыми своими друзьями, коллегами. Это в первую очередь руководитель Государственного ансамбля «Урал» и художественный руководитель фестиваля Владимир Карачинцев и руководитель Красноярского государственного академического ансамбля танца Сибири им. М.Годенко Владимир Моисеев. Кстати, оба руководимых ими коллектива знакомы нашему зрителю – «Урал» был в этом году в Абхазии, а Красноярский приезжал уже два раза.

У каждого из этих известных людей я брала интервью.

В.Моисеев:

– Великая культура Нартов, несмотря на столь разный темперамент всех кавказских народов, будет жить вечно. Эти традиции неувядаемые. Отношение мужчины к женщине – это любовь, уважение, это то, что лежит в основе жизни на земле. Это демонстрировал абхазский коллектив. Я желаю ансамблю «Кавказ», в частности его прекрасным руководителям, братьям Тарба, которые круглосуточно думают о своем коллективе, о своих ребятах, о высокой культуре и традициях, долгие Лета и непрекращающегося творчества.

В. Карачинцев:

– Ансамбль «Кавказ» – это совершенно потрясающий коллектив, который на фестивале отработал четыре концерта при аншлагах и участвовал в Гала-концерте. Зритель получил потрясающее удовольствие. Я благодарен Кандиду Тарба за согласие приехать сюда. Ансамбль, созданный в память о погибших в грузино-абхазской войне, несет дух непокоренного народа. С Кандидом мы знакомы давно, с тех пор, когда мы, все шесть родных братьев Карачинцевых, создали собственный коллектив. Наша дружба продолжается до сих пор. Встреча с ним для меня – это отдушина. Мастерство руководимого им ансамбля удивительное – отточенная техника, полная отдача, разнообразие репертуара, и это все потому, что сам Кандид талантливый, талантлив его брат Арвелод, главный балетмейстер, и мне приятно, что они сегодня, два брата, как когда-то и мы, Карачинцевы, творят вместе. Считаю, что их ансамбль – один из ведущих кавказских коллективов.

Официальные гости и руководители ансамблей отмечали профессиональную организацию самого фестиваля. Одновременно в области работали шесть больших творческих коллективов, это около 300 человек, и при этом обслужить их без единого прокола очень сложно. Но проколов не было. Как это удавалось, решила узнать у Михаила Зацепина – исполнительного директора фестиваля «Синегорье», заместителя гендиректора Челябинского концертного объединения:

– Наше объединение – самая крупная концертная организация на Южном Урале. Ему в прошлом году исполнилось 70 лет. Мы проводим фестивали разной направленности – и классической музыки, и национальных культур, как «Синегорье», многожанровые фестивали в районах. В то же время продвигаем наши коллективы на зарубежные сцены. Например, в этом году «Урал» побывал с двухнедельными гастролями в США, две недели назад наш камерный оркестр вернулся из большого тура по Австрии и Германии. Сейчас ведем переговоры с китайской стороной об участии камерного хора в Шанхайском международном фестивале. Организационных проблем на фестивалях уйма, но их не должен видеть гость. Опыт приходит с практикой. Когда проводишь по пять-шесть фестивалей в год, то многое нарабатывается. Сейчас состоялись на 10 площадках 14 концертов в рамках «Синегорья». Представляете?! За четыре дня! Это большая нагрузка. По плану никогда ничего не идет четко, что-то обязательно смещается, поэтому всегда есть какой-то процент здоровой импровизации по ходу событий, когда перестраиваешься так, чтобы было всем приятно. Но самое главное – это подготовительный процесс, процесс переговоров, договоров, чтобы мы и наши партнеры понимали свой график, свою логистику.

– Как вы вышли на «Кавказ» и почему вы захотели его пригласить во второй раз?

– Мы познакомились с ансамблем «Кавказ» через российско-абхазские культурные сезоны. Нам порекомендовали его на прошлый фестиваль «Синегорье» в 2011 году. Зрители Челябинской области полюбили танцы ансамбля «Кавказ», потому что это всегда энергия, это драйв, это экспрессия, это зажигательно. Поэтому и пригласили вновь.

…И еще о чем-то я обязательно скажу. Понятны усилия руководителей творческих коллективов, понятны усилия организаторов фестивалей, концертов, поездок и т.д. Это опытные люди, чувствующие и несущие ответственность за то дело, которым занимаются. Но есть молодежь, которая непосредственно несла искусство своих краев и областей зрителю. Ведь именно её таланту, её усилиям рукоплескали, ей кричали, ей вставали… Я наблюдала танцоров «Кавказа» и во время репетиций перед концертами, и на концертах. На репетициях они могли что-то не так сделать, не услышать слов балетмейстера, не понять чего-то. Но на сцене у них была такая мобилизация, такая выкладка энергии, они действительно, как выразилась зрительница, будто выполняли государственное дело. Впрочем, это и есть государственное дело – представлять Родину!

…В день основного концерта в Челябинске, 1 ноября, ансамбль «Кавказ» принял участие с одним номером – «Горским танцем» – еще в одном мероприятии. С официальным письмом к Кандиду Тарба накануне обратился министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин. Он просил (и просьбу обосновал тем, что «Кавказ» профессионально передает особенности национального танца) принять участие в концерте, который проходил, в присутствии первых лиц области, в Государственном академическом театре оперы и балета им. М. Глинки в рамках другого фестиваля – VIII областного «Соцветие дружное Урала», приуроченного к празднованию Дня народного единства, 400-летия восстановления Российской государственности и 20-летия Конституции Российской Федерации.

«Кавказ» и на этом концерте выступил достойно.

Ансамбль «Кавказ» и его руководители были удостоены многих подарков, наград, дипломов, в том числе и «Диплома признательности» – за поддержку и сохранение традиций народной культуры.

Губернатор Челябинской области Михаил Юревич выразил официальную благодарность Президенту РА Александру Анкваб за то, что Абхазия послала на фестиваль «Синегорье» такой замечательный коллектив, как «Кавказ».

Заира ЦВИЖБА