Велопробег милосердия

05.01.2013
31.07.2013 10:54

Виктории нужно сердце. Патриции – нога, вернее, протез.

Нужно много тысяч долларов, чтобы они жили, двигались. Но где взять денег?

нальчик кбр велопробег велопробег милосердия тегеран александр гайворонский
Украина, Турция, Греция. То страшная спека (жара), то ливень поливает. Днём – на колёсах, ночью – в палатке.

– За каким счастьем едешь?

– За чужим.



Однажды утром проснулся, оделся, натянул башмаки и задумался: куда совершить третье путешествие? Ткнул пальцем в карту – Тегеран! А почему нет? Там я ещё не был.

Сначала я подумал, что он какой-нибудь шпиён.

Зачем нормальному поляку ехать через Украину с запада на восток, по Северному Кавказу и Закавказью и уж тем более – стремиться за пять тысяч километров в Иран, где недавно сменился лидер и политическое положение совсем не благостное? И по пути фотографировать увиденное и посылать фотоотчёты через Интернет на свой веб-сайт.

Даже после разговора с ним ещё были сомнения.

Поверил, что всё тут чисто, когда зашел на сайт zlotowkazakilometr.pl («Злотый за километр»), увидел размещённые там материалы (новостные сюжеты польского телевидения, фотографии счастливых лиц осчастливленных, публикации в прессе – кстати, читать и слушать легко, понять смысл несложно).

В последнее время нам до того обработали мозги шпиономанией, прослушкой и подглядкой в глобальном масштабе, что уже собственным мыслям не веришь. Не чужие ли?

Занесло

В Нальчик Марчина Шворака занесло не случайно. Он уже третий раз проводит благотворительную акцию, чтобы оказать помощь страждущим: кому протез, кому донорское сердце…

Марчину 26 лет. Первую акцию он провёл семь лет назад.

Смысл в следующем. Производственные и торговые фирмы дают деньги на операцию нуждающемуся, а инициатор и организатор акции отрабатывает деньги своими ногами, разъезжая по странам и рекламируя эти фирмы.

Реклама ненавязчивая, не агрессивная. Но, видимо, эффективная. Во всяком случае, в Польше.

Дом на велосипеде

Направляясь, как говорил герой Шукшина, к югу, активный поляк и его товарищ по путешествиям Михал Каула, чтобы добыть деньги на трансплантацию сердца для малышки Виктории, проложили маршрут через Кабардино-Балкарию. А иначе – никак.

Из Перемышля, что в двенадцати километрах от украинской границы – по Украине: Львов – Тернополь – Хмельницкий – Винница – Кривой Рог – Запорожье – Мариуполь – Ростов-на-Дону и – по федеральной трассе М29, по нашей трассе «Кавказ». Далее – наши соседи-республики, Дербент, Азербайджан, который был прежде частью Ирана, вернее, Персидского царства. (Помните есенинские «Персидские мотивы»? Поэт рвался за кордон, но советские власти позволили ему доехать только до Азербайджана).

И километраж, и встречи с людьми разных культур, национальностей, традиций, верований, и языковой барьер, и потенциальные опасности, и даже наши лихие водители не пугают.

Одно плохо – дороги

Не везде, конечно. В некоторых странах.

– Мой русский очень плох, – неплохо изъясняется на русском Марчин. – Очень плохие дороги в Украине. Очень много ям, очень много. Особенно ночью – есть проблем. Наверное, только центральная дорога через Киев хорошая. Трасса «Кавказ» – нормально. Только мосты сложно. Но это тоже центральная дорога – на инших я не был. Часто ломается, как это по-русски, колесо. Километров тридцать – сервис делаю сам. Спасибо, в Нальчике меня привезли в сервис.

Вездесущая «Гюрза»

Марчин идет по этапу. Этапируют его байкеры. В Пятигорске встретили, помогли, чем смогли, позвонили коллегам в Нальчик. Здесь путешественника встретила «Гюрза».

Только что местные мотоклубовцы пешком сгоняли на Эльбрус, потом устроили праздник на площади Абхазии в честь Всемирного дня мотоциклистов, а теперь засветились, помогая одинокому путнику.

Вернее, не одинокому – его товарищ погнал дальше, на Владикавказ. Типа, кто быстрее – соревнование, видите ли, у них.

Не по-нашенски это как-то показалось. «Сам погибай, а товарища выручай!» – это наш девиз, отечественный. А как там у поляков – бог весть.

Узнали байкеры, что велику требуется починка, завезли нежданного гостя в мастерскую. К кому?

Конечно, к Гайворонскому!

Александр Гайворонский – известный в Кабардино-Балкарии и далеко за её пределами «пан спортсмен», титулованный велосипедист. Принял, сделал, что требуется, хлопнул Марчина по плечу – чтоб ехал с ветерком.

Но тот не сразу устремился в далёкую даль. В тёплом логове «Гюрзы» переночевал, поел, помылся. Байкеры его, сколько смогли, проводили почётным эскортом, и поехал польский гость дальше – чужое счастье добывать. Ну, прям как сказочный герой! Оказывается, и в наше время они бывают?

Всё. Умолкаю. Включаю диктофон, слушаю сам и предлагаю послушать читателям:

Ария польского гостя

– Фирмы дают деньги для операции. Еду на свои деньги. Я имею малэньку фирму в Польше, год много работаю. Есть два месяца каникулы. Еду, чтобы помочь больной девочке. Надо десять тысяч евро для операции в Германии.

Когда фирмы узнали, что акция благотворительная, подарили сумки в дорогу. И половину велосипед. Какую? Ту, что сломалась или не сломалась? Не знаю (хохочет). Я думал – на Кавказе только бьются. Осетия и Грузия бьются. Я приехал и удивился.

– Где русский учил?

– Я маю русский друг – это всё. Друг Алексей живет в Крыму – я там был четыре раза. Мой польский друг был студент в Москве. Жена у него украинка. Он работал в Львове. В поезде познакомились с Алексей. В Львове я пятьдесят раз был. В Западной Украине, в Карпатах.

– Понял, что мир тесный, близкий?

– Да. Я не думал, что так хороши люди на Кавказе.

– Не страшно было ехать?

– Почему? Нет. Визы имею до России и до Ирану. Месяц назад в Иране новый президент, выборы. И люди не могут ехать. Иран дал мне специальную визу – консульство Ирана в Польше. Потому что акция «Злотовка за километр». Благотворительная.

– У тебя большая пробивная сила – всех уговорить, договориться. Народная дипломатия.

– Почему дипломат?

– Народная дипломатия – это когда люди друг с другом договариваются.

– Да, везде говорят на английском. Когда финиш – опять начинаю акцию. Четыре-пять месяцев говорю, звоню на фирмы. Трудно. Но получается.

Урок географии. От Эльбруса к Эльбурсу

Перемышль, Пшемысль – пограничный город на юго-востоке Польши. Население – около 67 тысяч жителей. Важная таможенная станция на железнодорожной магистрали Львов — Краков.

В VIII веке на этой территории поселяются ляхи, а их князь Пшемысль-Лестек I (оба имени означают схожие черты характера: хитрость, ловкость) основывает город и называет его своим именем – Перемышль.

Тегеран – столица и крупнейший город Ирана, один из крупнейших городов Азии. Тегеран расположен на севере страны у подножия горного хребта Эльбурс, в 90 км к югу от побережья Каспийского моря.

Эльбурс – горная система Эльбурс охватывает северные области Ирана, имеет протяжённость около 1400 км и форму буквы S: окаймляя юго-западное и южное побережье Каспийского моря, поворачивает на северо-восток и потом на юго-восток, заканчиваясь у границы с Афганистаном.

В горах Эльбурса, к северо-востоку от Тегерана, расположена высшая точка всего Среднего Востока – потухший вулкан Демавенд (5604 м), вершина которого покрыта ледниками. По одной из версий, название Эльбрус (Эльбурс) в переводе с иранского – «сверкающий, блестящий».

P.S.

Ну и скажите после этого, что не все люди на земле – братья!

Даже горы – братья.

материал: Пётр ОБИЛЬНЫЙ