"Роснефть" в Абхазии на 45 лет

13.10.2012
14.06.2013 17:47

Нас волнует перспектива добычи нефти в Абхазии


В последние дни проблема разведки и разработки нефтяных месторождений в Абхазии привлекает внимание граждан. Их озабоченность совершенно понятна. Мы все любим Абхазию и хотим сохранить ее прелесть для грядущих поколений. Нас настораживает все, что может нанести природе нашей страны непоправимый вред. Возможно, мы перестраховываемся, но если это так, кто-то должен нас в этом убедить.

Сторонники добычи нефти в Черном море говорят, что не стоит беспокоиться, нефть ищут многие страны Черноморского бассейна – Болгария, Румыния, Турция, Россия, Украина, Грузия, благодаря ей на страну прольется благодатный ливень из нефтедолларов. Противники опасаются, что за временное благоденствие нынешних поколений придется жестоко расплачиваться их детям.

Острую дискуссию в Интернете по разведке и добыче нефти в Абхазии инициировал на днях Беслан Кобахия, директор московского Центра инновационных технологий. Он обратил внимание на опубликованное редактором «Нужной газеты» Изидой Чаниа распоряжение Кабинета министров РА от 22 апреля 2013 года и подписанное премьер-министром РА Леонидом Лакербая, в соответствии с которым ООО «РН-Шельф Абхазии» предоставляются права на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья на Гудаутском участке акватории Черного моря сроком на 45 лет. Устанавливается разовый платеж за право пользования недрами в размере 4 млн. 600 тыс. долларов США.

Волнуемся не только мы

Добыча углеводородов в Черном море уже не один год волнует общественность стран Черноморского бассейна. Везде люди активно противятся планам нефтедобычи и противостоят богатым нефтяным компаниям. Цель компаний – извлечь как можно больше прибыли. Цель объединяющихся граждан – сохранить природную среду своих стран. Никакие заверения в безопасности не могут убедить людей, помнящих о разливах нефти в Мексиканском заливе и в Керченском проливе из-за аварии на буровой платформе и крушения нефтеналивного танкера.

Абхазия, к сожалению, не смогла остаться в стороне от этого процесса. «Роснефть» пришла и к нам. Сегодня мы все вместе должны очень хорошо подумать о том, что нам сулит разведка и добыча нефти, хотим ли мы извлекать доходы из морских недр нашей акватории ценой риска нанесения ей непоправимого вреда? Что будем думать и говорить, если катастрофа когда-нибудь произойдет? Кого обвиним в равнодушии и молчаливом согласии? Помним ли о том, что небольшое по размерам и замкнутое Черное море является одним из наиболее уязвимых морских водоемов, из-за чего опасность глубоководной разведки и добычи нефти, по мнению экологов (российских), возрастает многократно.

Что означает решение Кабинета Министров РА от 22 апреля 2013 года для всех нас? Чего нам ждать от «Роснефти»? Что она принесла в те регионы, где обосновалась? На ком должна лежать ответственность за последствия этого решения? Очень бы хотелось, чтобы мы все осознали свою персональную ответственность и хорошо обдумали то, что сегодня в этой сфере происходит. Заглянем в гости к нашим соседям по Черному морю, в Туапсе и Геленджик.

Туапсинская общественность против

В декабре 2010 года в Туапсе прошли общественные слушания по добыче нефти в Черном море, сообщает сайт www.eco-nomos.ru. Компании «Роснефть» не удалось избежать полноценной процедуры оценки воздействия сейсморазведки на акваторию Черного моря. Этот проект является подготовительным этапом добычи нефти на Западно-Черноморском лицензионном участке шельфа Черного моря – Вале Шатского. Эта геологическая структура расположена примерно в 100 километрах от берега, где глубина моря достигает 2-х километров. Лицензия на освоение этого участка принадлежит компании «Роснефть».

Совместно с «Роснефтью» добывать «черное золото» на этом участке планирует американская нефтяная компания «Шеврон».

Туапсинская общественность выступила резко против реализации проекта добычи нефти на шельфе Черного моря. 28 декабря 2010 г. категорическое несогласие с планами нефтяников высказали жители курортного Геленджика, которому возможные аварии при нефтедобыче на Черном море также грозят социальной и экологической катастрофой.

Жителей Геленджика волнует, что станет с побережьем после того, как в море начнутся буровые работы, и дежурные отговорки представителей ОАО «Дальморнефтегеофизика» (крупнейший в России центр по обработке морской сейсмической информации, предоставляет полный комплекс морских геофизических работ) в том духе, что «реализация программы изысканий будет проходить на значительном удалении от населенных пунктов в условиях открытого пространства морской акватории» и что «сейсморазведка – это не нефтедобыча, а всего лишь получение информации», общественность не успокоили.

Представители Экологической Вахты по Северному Кавказу обратили внимание комиссии слушаний на то, что сами слушания являются незаконными и их результаты не могут быть направлены на государственную экологическую экспертизу, поскольку ОАО «Дальморнефтегеофизика» не доводило до общественности содержание технического задания на разработку ОВОС. Наличие технического задания (ТЗ) проекта и предоставление к нему доступа общественности является обязательным этапом процесса ОВОС.

Что такое ОВОС?

Тут следует пояснить, что ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) в соответствии с российским законом обязательно должна проводиться при реализации масштабных экономических проектов. У ОВОС по закону три участника: заказчик, предоставляющий всю необходимую документацию по предполагаемой деятельности; исполнитель, который производит оценку воздействия; и общественность. Проведение общественных слушаний по результатам оценки обязательно. Отсутствие общественных слушаний является грубым нарушением порядка проведения оценки воздействия на окружающую среду. В ходе общественных слушаний в Туапсе было обращено внимание на откровенную профанацию процедуры ОВОС и международных обязательств России, и их материалы не были направлены на государственную экологическую экспертизу. «Дальморнефтегеофизику» и стоящую за ней компанию «Роснефть-Казахстан» обязали провести полноценную оценку воздействия на окружающую среду и исследования в рамках трансграничных обязательств России. Так как проект оказывает воздействие на Черное море, а оно является трансграничным водоемом, то в ОВОС должны быть проведены исследования с учетом положений Конвенции Европейской экономической комиссии ООН об ОВОС в трансграничном контексте. Должна была быть учтена Конвенция о защите Черного моря, которая ратифицирована Россией. Однако, никакого согласования и международной экспертизы не было.

Мне кажется, что и для нас важно не пройти мимо процедуры ОВОС и проследить за тем, чтобы она была соблюдена, как, впрочем, и требование о международной экспертизе. Если кто-то возразит, что Абхазия – это не Россия, и ее законы нам не писаны, так давайте обратимся в Парламент и попросим депутатов принять необходимые и аналогичные российским законы, чтобы обезопасить себя.

Скажи мне, кто твой партнер...

26 января 2010 года на экономическом форуме в Давосе представители нефтяных компаний «Роснефть» и ExxonMobil подписали соглашение о создании совместного предприятия для ведения работ по добыче углеводородов на шельфе Черного моря в районе так называемого Туапсинского прогиба (Туапсинский лицензионный участок). По условиям соглашения, доля российской компании при разделе добычи составит 66,6 процентов, а американской стороны – 33,3 процента. Общий объем инвестиций, как ожидается, составит миллиард долларов. Нефть «Роснефть» и ExxonMobil собираются добывать с глубин, достигающих двух километров. Таким образом, ExxonMobil включилась в разгорающуюся нефтяную лихорадку на шельфе Черного моря. ExxonMobil стала еще одной американской нефтяной компанией, чьи коммерческие интересы угрожают чрезвычайно уязвимой экосистеме Черного моря. Летом прошлого года подобное соглашение «Роснефть» заключила с американской нефтяной компанией Shevron в отношении разведки и добычи нефти на другом участке шельфа Черного моря – так называемом «Вале Шатского» (Западно-Черноморский лицензионный участок).

Как сообщили представители «Роснефти», первый этап геологоразведочных работ на Туапсинском прогибе планируется завершить к 2012 году. То есть начало бурения уже не за горами.

Против проектов по добыче нефти на шельфе Черного моря рядом с курортными зонами Геленджика и Туапсинского района выступают экологическая общественность и местное население.

Уже есть печальный пример сотрудничества «Роснефти» и ExxonMobil в проекте добычи нефти на шельфе Охотского моря «Сахалин-1″. В 2003 году Министерство природных ресурсов РФ утвердило положительное заключение государственной экологической экспертизы этого проекта, невзирая на критическую позицию природоохранных организаций и даже на возражения администрации Сахалинской области. Реализация проекта постоянно сопровождается скандалами. Так, в 2009 году «дочку» ExxonMobil компанию Exxon Neftegas Limited уличили в сокрытии крупного разлива нефти.

Компания Exxon (в результате слияний которой с компанией Mobil возникла ExxonMobil) известна как виновница самой крупной экологической катастрофы XX века – катастрофы нефтяного танкера «Exxon Valdez» в 1989 году, в результате которой в море вылилось больше 40 миллионов литров нефти, а площадь пятна загрязнения составила 28 тыс. квадратных километров.

Черное море ждет незавидная участь, если за его недра возьмутся «Роснефть» и ExxonMobil, считают представители Экологической Вахты по Северному Кавказу Дмитрий Шевченко и Андрей Рудомаха.

Легко найти в Интернете и сведения о другой компании, сотрудничающей с «Роснефтью» в этом регионе – это корпорация «Шеврон» – одна из ведущих нефтяных компаний мира. «Шеврон Нефтегаз Инк.» координирует и осуществляет стратегию Шеврона на территории России. Шеврон масштабно «наследила» в Эквадоре. Суд Эквадора признал нефтяного гиганта Шеврон виновным в загрязнении бассейна Амазонки и заявил, что компания должна заплатить 8 миллиардов долларов США в качестве компенсации за нанесенный ущерб. Шеврон, в свою очередь, назвал обвинения суда мошенничеством. Дело об «Амазонском Чернобыле» тянется уже 18 лет. Против компании выступают 30000 истцов, которые заявляют, что их здоровье было подорвано и их окружающая среда уничтожена сточными водами с примесью ядовитых химикатов, которые сливались и попадали в Амазонку. Эксперты заявляют о том, что в Эквадоре более 30 миллиардов галлонов сточных загрязненных вод и сырой нефти попало в водостоки и земли бассейна реки Амазонки.

Слушания по разведке и добыче нефти в Общественной палате РА

По предварительным данным, запасы нефти на шельфе Абхазии составляют от 300 до 500 миллионов тонн. Большая часть нефтяных запасов залегает на расстоянии в 10 километров от береговой линии, по оценкам, есть и небольшие месторождения газа.

26 мая 2009 года в г. Сухум было заключено Соглашение о сотрудничестве между ОАО «НК «Роснефть» и Министерством экономики Республики Абхазия. В рамках Соглашения, заключенного сроком на пять лет, стороны заявили о намерении развивать взаимовыгодное сотрудничество в таких областях, как геологическое изучение и разработка нефтегазовых месторождений, добыча углеводородов, реализация нефти, природного газа и нефтепродуктов. На первом этапе будет создано СП для разведки и разработки углеводородов, на втором — другое СП совместно с государственной компанией „Абхазтоп", которое будет заниматься строительством и эксплуатацией десяти автозаправочных комплексов на территории Абхазии (годовое потребление в Абхазии составляет до 45 тыс. литров). Предполагается, что госкомпания займется разведкой и добычей на шельфе в районе Очамчиры, предварительные запасы которого оцениваются от 200 млн до 500 млн тонн условного топлива. Кроме бурения и создания собственной сбытовой сети речь шла также о строительстве мини-нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) на территории республики, на котором было бы логично и перерабатывать добытые углеводороды. Полноценный НПЗ из-за узости рынка строить смысла не имеет, но можно перерабатывать 1-2 млн тонн в год для покрытия собственных нужд республики, строительство мини-завода имело бы под собой экономическое обоснование.

4 февраля 2010 года на заседании Общественной палаты РА прошли слушания по вопросам разработки нефтяных скважин в Абхазии. Главный эколог страны Роман Дбар подробно рассказывал о том, какие блага нам сулит деятельность «Роснефти». Он подчеркнул, что «Роснефть» реализует стратегические цели России в разных регионах. А для Абхазии большое значение будут иметь поставки качественного топлива, которое необходимо для нормального функционирования железной дороги, морского порта и аэропорта, а также строительство АЗС современного типа «с максимальной защитой окружающей среды». Лицензионное соглашение, подписанное с «Роснефтью», убеждал он, предполагает пока только разведку. Первичный этап исследований связан с сейсморазведкой – это способ исследования геологических структур, которые могут содержать нефтепродукты. Если такие структуры обнаружены, то в соответствующих местах проводится бурение, извлекаются образцы горной породы, их исследование позволяет определить количество и качество искомого вещества. Начало бурения возможно не ранее 2017-2018 года. Если дело дойдет до разведывательного бурения, то все работы будут проводиться с нулевым сбросом: материалы, образующиеся в результате бурения, будут накапливаться в специальных контейнерах и вывозиться для утилизации за пределы Абхазии. Акватория, которая подпадает под лицензионное соглашение, имеет площадь 3856 кв. км. Она начинается в районе села Приморское, заканчивается в районе Пицундского мыса и простирается почти на 40 -70 км от берега моря.

Удивительным тогда показалось многим его утверждение о том, что на таком расстоянии в Черном море существует циркуляционное течение, и все формы загрязнения будут уноситься в западном направлении. «Роснефть» в случае загрязнения морской воды будет нести ответственность перед мировым сообществом, потому что на западе – берега России, Украины и других стран!

Очень заманчивой счел Роман Дбар перспективу проведения «Роснефтью» экологического мониторинга (полномасштабного исследования морской биоты: планктона, рыб, морских млекопитающих, птиц и т.п.) для последующей оценки воздействия на нее поисковых работ. Масштабные экологические исследования выведут наши знания о состоянии морской среды и структур морского дна на новый уровень, который позволит Абхазии включиться в общемировой процесс обмена ценной экологической информацией, объяснял он. В случае обнаружения промышленных запасов нефти разработка начнется не раньше 2030 года. «Решение о добыче нефти будет принимать следующее поколение политиков. Мы, возможно, до этих счастливых времен не доживем», – сказал в заключение Р. Дбар. Однако, сдается, он сильно промахнулся с прогнозом. Если верить публикации «Роснефть-Шельф Абхазии» – оценка перспектив нефтегазоностности» дана в ней положительная. Ведущий специалист ООО «РН-Шельф Абхазии» Тимур Маан по итогам сейсморазведки 2010 года назвал шельф перспективным. О том, чем занималась «Роснефть» в Абхазии в 2012 году, общественности ничего не сообщалось.

«Ценный» подарок «Роснефти»

12 августа 2010 года в рамках рабочей поездки в Южный Федеральный округ президент «Роснефти» Сергей Богданчиков побывал на Туапсинском нефтеперерабатывающем заводе, на котором в настоящее время ведутся масштабные модернизационные работы, а также посетил активы компании в Республике Абхазия. В столице Абхазии он принял участие в торжественной церемонии передачи в дар республике мобильной лаборатории контроля качества нефтепродуктов. В торжественной церемонии, устроенной на стройплощадке автозаправочного комплекса у въезда в Сухум, принимал участие президент Абхазии Сергей Багапш. Глава «Роснефти» отметил, что мобильная лаборатория, представляющая собой специальный микроавтобус с самым современным оборудованием, обладает возможностью произвести экспресс-анализ топлива в любом необходимом месте и гарантирует самый строгий контроль качества. Сергей Богданчиков пообещал в следующем году предоставить абхазской стороне еще одну такую мобильную лабораторию, а в 2011 г. – завершить строительство нефтебазы вместе со стационарной лабораторией. Отвечая на вопросы журналистов, С. Богданчиков сообщил, что «Роснефть» планирует затратить на геологоразведочные работы на абхазском шельфе 1,4 млрд руб. По его словам, геологоразведка в этом регионе начнется по окончании полевого этапа исследований, который может быть завершен до конца 2010 г. Говоря о воздействии работ по разработке морского шельфа на экологическую ситуацию в Абхазии, С. Богданчиков заверил, что деятельность «Роснефти» ее никак не ухудшит. Только на экологический мониторинг предусмотрены довольно значительные средства, около 380 млн руб., а исследования на Черном море начнутся не с абхазского шельфа, а с шельфа Российской Федерации. Напомним, что это было в 2010 году. Хотелось бы получить отчет о том, что с тех пор произошло, что удалось обнаружить и как себя чувствует экологический мониторинг?

Любопытно также

В августе 2009 года «Роснефть» учредила в Абхазии дочку – ООО «РН-Шельф Абхазии» (г. Сухум) со 100% долей участия в ее уставном капитале. «Роснефть» интересуют в Абхазии не только геологоразведочные работы в абхазской части Черного моря с целью последующей разработки ее недр. Нефтехолдинг планирует строительство в Абхазии десятка современных автозаправочных комплексов с развитой инфраструктурой (шиномонтаж, кафе, рестораны и пр.) и реализацию собственной продукции: бензина, дизельного топлива, масла, смазок и т.д. Подписывая меморандум с министром экономики Абхазии Кристиной Озган, Богданчиков подчеркнул местный «уникальный по своей мягкости налоговый климат», позволяющий появляться здесь крупным российским компаниям. Дело в том, что, согласно действующему в Абхазии законодательству, для иностранных компаний, инвестирующих в виде любых материальных активов в экономику Абхазии сумму свыше 250 тыс. долларов, начинает действовать режим налоговых льгот. При инвестициях на сумму свыше 1 млн долларов компания освобождается почти от всех видов налогов сроком на три года. Хорошо бы поинтересоваться и тем, сколько уже освоено средств в Абхазии и сколько поступило в виде налогов в бюджет республики.


Елена Заводская